Категории
Наши производители

Рукопожатие истории

Само название – «ручка» уже говорит о предназначении этого предмета. Например, в древнем Риме его выливали из бронзы в форме руки. Таким образом, открывание двери напоминало дружеское рукопожатие. С тех пор, как человечество столкнулось с проблемой разграничения внешнего и внутреннего пространства, оно постоянно укрепляло и усовершенствовало свои двери и все, что с ними связано. Задвижки, затворы, ручки изначально несли в себе очень важную функцию. Очень долго самыми распространенными оставались кованые и литые дверные ручки. Пожалуй, пика декоративности и прочности они достигли во времена рыцарских замков. Приметой средневековья стали знаменитые ручки-молотки. Массивные, с причудливыми узорами или изображениями животных, они снабжались большим висящим кольцом, предназначенным не только для входа, но и для стука в дверь. Посетитель мог известить о своем визите, находясь снаружи. Такой своеобразный предшественник электрического звонка использовался вплоть до первой половины ХХ века.

Красота эпохи

Несмотря на свое первостепенное практическое предназначение, люди всегда заботились о красоте дверной ручки. Эти детали могли немало рассказать о хозяине дома, его вкусах, положении в обществе, а также о предназначении разных комнат дома. Как и другие декоративные предметы интерьера, они соответствовали эстетическим предпочтениям своего времени. И сегодня, рассматривая ту или иную старинную ручку, мы без особого труда можем определить, к какой эпохе и стилю она относится. Вычурность и роскошные завитки говорят о принадлежности к стилю барокко, а пирамидальность формы, заостренность тянущихся вверх окончаний свидетельствуют о готическом периоде. Лавровые венки, скрещенные щиты и копья – дверная ручка с такими приметами выполнена в духе ампира. А изысканный тонкий орнамент, мифологические или эротические сюжеты расскажут нам о рококо. Модерн превратил дверные ручки в роскошные бутоны и переплетенные стебли растений – только взгляните на дверь Дома компании «Зингер»! Кроме того, великие архитекторы внесли свой весомый вклад в создание многообразия форм дверной ручки. Да-да, зодчие всегда уделяли огромное внимание такой крохотной, но очень важной детали. Бартоломео Растрелли проектировал дверные ручки для русских царей, а Арне Якобсен для датских королей. Антонио Гауди сжимал тряпку, пропитанную клейстером, чтобы она приняла точную анатомическую форму ладони, а затем по слепку создавал удобнейшие ручки для знаменитого дома Батла. И до сих пор ручки отсылают нас к историческим эпохам. Иногда они настолько мастерски стилизованы, что их трудно отличить от антикварных. Но чаще всего они несут лишь дыхание времени – формы в иной интерпретации, новаторское переосмысление.